Обмен учебными материалами


"Что? Где? Когда?" для "чайников" 5 страница



Начну с банального напоминания, что вопрос надо выслушать внимательно, и от начала до конца. Сплошь и рядом, услышав какую-то хорошо известную им информацию, игроки (даже весьма опытные) начинают бурно реагировать и пропускают сам вопрос мимо ушей. В итоге подобного непрофессионального поведения команда теряет очко, что называется, на ровном месте.

Услышать формулировку вопроса очень важно еще и потому, что именно ей должен соответствовать ответ. Сколько раз команды обжигались на том, что, проникнув в суть, отвечали не на тот вопрос! Вместо "когда?" - "где?", вместо "кто?" - "что сделал?" и т. д. У знатоков существует даже определенный термин -"держать форму вопроса", то есть помнить, в какой именно формулировке он был задан. Если же с этим возникают проблемы, то давно найдено решение - в команде назначается конкретный человек, который - при любых условиях - должен записать сам вопрос и напомнить его при необходимости всем. Постепенно у этого человека вырабатывается своеобразный "безусловный инстинкт", что решает проблему "формы вопроса" раз и навсегда. Если в вашей команде такой "должности" еще нет, рекомендую завести - пригодится, безусловно.

Вопрос надо выслушать максимально внимательно еще и потому, что в нем - если он качественный, конечно, - обязательно есть какие-то подсказки или, как говорят знатоки, "ключевые слова" - ниточки, потянув за которые, распутаешь весь клубок. Пропустишь такое слово - и путь к ответу окажется несоизмеримо длиннее и тяжелее. Кроме того, можно пропустить и так называемую "метку" - факт, дату, либо что-то еще, отсекающее массу неправильных версий от одной правильной. Поэтому - не начинайте обсуждение во время вопроса, дослушайте его до конца.

Нужно ли вопрос записывать? Это - дело сугубо индивидуальное. Автор, например, очень долго делал это, пока не понял, что отвлечение на запись мешает качественно услышать вопрос - не просто набор фраз и фактов, а именно вопрос целиком, с его "музыкой", что ли. Объяснить это рационально трудно, но - знаю по личному опыту - чем цельнее, если можно так выразиться, ты настроен на восприятие вопроса, тем проще твои мозги попадают в резонанс, тем вероятнее ответ родится, что называется, на "кончиках пальцев", сам собой. Поэтому для меня лично момент "слушания" очень важен, и я стараюсь не отвлекаться на механические действия, связанные с нанесением букв и слов на чистый лист бумаги. Но нет - и не должно быть, наверное, - команды, где не писали бы все шестеро. Кто-то должен зафиксировать даты, фамилии, названия и все прочее.

А встречаются и такие вопросы, которые просто требуют записи, в которых, не увидев данные на бумаге, просто не поймешь, в чем дело. Хорошо если с этой записью справится один-двое, если же массив данных обширен, существует нехитрый прием - "включение по очереди". Например, необходимо дословно записать несколько строк стихотворения. Одному сделать это тяжело, но если первую строку запишет один, вторую - следующий по часовой стрелке, третью - сидящий за ним и т. д., то весь нужный текст будет в вашем распоряжении. Требуется лишь минимальная согласованность, которую нетрудно отработать на тренировках.

Но вот вопрос выслушан, услышан, записан. Что делать дальше? Естественно, четкого алгоритма решения любого вопроса нет, иначе бы наша игра давно утратила бы всякий смысл. Но есть, опять-таки, некоторые наработанные приемы. Во-первых, нужно определиться, если это возможно, со временем и местом действия в вопросе - это сразу сузит круг поиска. Во-вторых, быстро и четко изложить все, что известно команде по заданной теме, в-третьих, понять, какие ассоциации вызывает вопрос, - гораздо чаще они полезнее прямых знаний. И проанализировать сам текст вопроса - на предмет ключевых слов и особенностей подачи информации, - если какое-то слово (или оборот) явно задевает вас (излишне акцентировано, выбивается из общего ряда, кажется неуместным), то там и ищите ключ к ответу. Сориентировавшись таким образом, набрасывайте версии, выкладывайте "на стол" все, что у вас есть, вплоть до абсолютно абсурдных идей - они неожиданно могут вызвать "правильные" ассоциации у товарищей по команде. Чем больше версий вы выдвинете (и проанализируете!), тем больше у вас шансов дать правильный ответ. При этом очень важно, чтобы каждый слышал каждого (именно это надо в первую очередь отрабатывать на тренировках!).

Загрузка...

Чем больше будет играть ваша команда, тем больше вопросов будет решаться вами, что называется, на "голой" технике. Ведь как ни крути, а приемы "вопросников" имеют свойства повторяться, ибо не бесконечно их число. А некоторые из этих приемов настолько отработаны, что перешли в тот разряд, который фигуристы называют "школой".

Так, если опытного игрока спросят, например: "В каком году комета Галлея последний раз выходила за орбиту Плутона?", он, - ни на секунду не задумавшись, - даст моментальный ответ: "Ни в каком!", ибо знает, что конкретная дата в ответе может быть лишь в том случае, если она - это дата - известна любому школьнику. Так же автоматически он ответит на вопрос, который был задан на одном из Одесских фестивалей: "Как именно, получив в свое распоряжение фотографии всех баранов данной отары, вы безошибочно распознаете барана-вожака?". Сообразив за несколько секунд, что никаких таких биологических знаний у него не имеется, бывалый знаток тут же поймет, что его ловят, и ответит по "школе" - "у стада баранов нет вожаков", что и будет соответствовать истине.

Имей приведенные вопросы другой (в данном случае конкретный) ответ, они противоречили бы логике игры "Что? Где? Когда?", и натренированное чутье игрока это тут же улавливает. Понимание сути игры на уровне рефлексов (а это и есть та самая "школа") приходит с опытом, но надо сказать, что чутье может изменить и самым бывалым знатокам. С грустью вспоминаю случай из собственной практики. В летних телевизионных играх 1997 года В.Я. Ворошилов вышел к нашей команде на "зеро" с вопросом о том, какие шесть деталей одежды отделяют его от настоящего крупье в казино. Будь мы в меньшей запарке (а игра складывалась просто катастрофически), рефлекс сработал бы незамедлительно - о шести разных деталях в "Что? Где? Когда?" спрашивать не должны! И мы бы обнаружили искомые шесть карманов. А так вместе с карманами мы начали искать вторую, третью, пятую деталь, и вопрос был бесславно запорот.

Практический совет тут простой - для тренировки "школы" или - если хотите - игрового чутья надо играть, играть и еще раз играть. А после игры анализировать вопросы и свои ошибки.

Вообще говоря, именно этот совет - играть как можно больше - является главным для любой вновь созданной команды. Используйте любую возможность, дабы проверить свои силы, не бойтесь проигрывать, ведь за одного битого двух небитых дают. Всегда анализируйте свою игру, но только после ее окончания. Упаси вас боже затеять разбор упущенной возможности в ходе продолжающейся игры! Вы тут же завалите еще несколько вопросов. Отыграли вопрос и тут же забудьте о нем до послеигрового анализа независимо от результата раунда!

И еще - ставьте перед собой максимальные цели. Может быть, вы их и не добьетесь, но по ходу дела вы решите очень много промежуточных задач, которые вряд ли были бы осуществлены, став целью сами по себе.

10 ОРИЕНТИРОВ ТОМУ, КТО СОЗДАЕТ КОМАНДУ ЗНАТОКОВ

1. Изначальное определение приоритетов (что важнее - достижение результатов или приятное общение и дружеское времяпровождение) спасет команду от многих возможных "разборок".

2. При комплектовании команды важно понимать функции каждого игрока в ней.

3. Идеальный капитан - большая редкость, но к идеалу надо стремиться всегда.

4. Лидер без иммунитета к "звездной болезни" - гибель для команды, начинающей побеждать.

5. Умение слышать друг друга во время обсуждения - необходимое качество для команды, желающей чего-то добиться.

6. Атмосфера в команде должна предполагать, что никто не боится сказать за игровым столом глупость.

7. Правильно организованная минута обсуждения достигается упорными тренировками.

8. " Разбор полетов " всегда происходит только после "полетов".

9. Чтобы "поставить" игру, надо играть как можно больше и не бояться проигрывать,

10. Добиться можно всего - главное, как следует захотеть.

Практикум.

С вами играет БОРИС БУРДА (Одесса)

Вопросы

1. Известный английский физик и химик заложил основы своего великого открытия в детстве, когда обнаружил, что весьма мало толка посылать его в лес за спелой земляникой. Назовите его фамилию.

2. Все мы знаем книжку "Муха-Цокотуха" Корнея Чуковского. А вот книжку "Правда о Мухе-Цокотухе", изданную в Ташкенте, очевидно, читали не все. А как вы думаете, кто выпустил в печать эту книгу, какая организация?

3. В магазине холодильников фирмы "Электролюкс" продавцов обучают незаметно подкрадываться к клиенту, рассматривающему работающий холодильник, и зажигать у него над ухом спичку. Зачем?

4. Двадцать два года алма-атинский пушкинист Данилов пытался установить девичью фамилию некоей Яковлевой. В итоге оказалось, что ее девичья фамилия была Матвеева. А как звучит ее имя и отчество?

5. Ее ввел в 1797 году Карамзин, но даже несмотря на личную поддержку Сталина, она до сих пор не является обязательной, хотя может, например, помочь нам отличить всех от всего. Какой у нее номер?

6. В первом в мире конкурсе красоты в бельгийском городе Спа в 1888 году участвовало всего 350 девушек. Их количество ограничило некое условие, которое без труда, затратив сущие гроши, выполняет практически любая претендентка в мисс - наша современница, однако тогда это было не так легко. Что это за условие?

7. Доказано, что жалованье преподавателей Коллеж де Франс мало подвержено инфляции. В частности, один из преподавателей доказал, что со времен Наполеона до наших дней число раз, которое все преподаватели могут постричься за свое месячное жалованье, практически не изменилось. Но, как ни странно, это число примерно с 60-х годов нашего века резко сократилось. Что же послужило причиной такого обнищания преподавателей?

8. Всем известно, что дети не очень-то жалуют небьющиеся игрушки - ведь ломать игрушки значительно более интересно, чем играть с ними. Однако, согласно закону Ван-Роя, и из небьющейся игрушки среднестатистический ребенок может извлечь (более того, обязательно извлечет) немало пользы. Для чего же он использует, на первый взгляд, бесполезную для него небьющуюся игрушку?

9. В сказке С. Ярославцева (псевдоним А. Стругацкого) "Путешествие в преисподнюю" имеется герой по имени Ятуркеынженсирхив. Очень трудно выдумывать загадочные инопланетные имена, но это Аркадий Натанович выдумал очень просто. Назовите коллегу-литератора, который ему помог.

10. Скорее всего, увидев эту яркую рыбку, вы сразу решите, что узнали ее, и радостно воскликнете: "Это он!"... и ошибетесь. А настоящее название этих представителей родов Хемиграммус, Хейродон и Парахейродон несколько иное, и чтоб назвать его, нужно вспомнить, что происходят они из бассейна Амазонки и что в период размножения они весьма чувствительны к качеству воды, да и просто хорошо подумать. Кто же он?

11. Суфражистки в Англии конца XIX века неоднократно заключались в тюрьмы в ходе их борьбы за всеобщее избирательное право. В знак протеста они часто объявляли голодовки. Сначала в этих случаях их кормили насильно. Но это вызывало антипатию к властям, а удовлетворять их требования власти тоже не хотели. Тогда в 1913 году власти приняли закон, гласящий, что при опасности для жизни голодающих можно отпускать на свободу, а когда их здоровье улучшится - снова арестовывать и сажать. Назовите два существа, именем которых неофициально называли этот закон.

12. Великий английский астрофизик Стивен Хоукинг считает, что человечество уже создало искусственную жизнь. Хотя люди спохватились и сразу же попытались ее уничтожить (на что и теперь тратится немало средств), они в этом не преуспели, и теперь последствия ее взаимодействия с человечеством трудно представить. О чем говорит Хоукинг?

13. Этот человек под конец жизни захотел стать ширваншахом. А умер он от неосторожного обращения с системой, в какой-то мере подпадающей под действие советско-американского договора 1972 года. Назовите имя этого человека.

14. В октябре 1988 года юбилей этого актера отмечали в Москве, Таллине, Киеве, где впервые прошли фестивали фильмов с его участием. А американский журнал "Филм коммент" назвал его самым известным актером XX века. Его скульптуры стоят в музее мадам Тюссо и в одном из храмов Малайзии рядом со статуей Вишну. Гитлер и Геббельс люто ненавидели его, как "жалкую пародию на демократический идол". Кто же этот многократный лауреат премии "Оскар"?

15. Это длилось с 19 марта по 8 июля 1815 года, то есть на 11 дней дольше, чем считают обычно. Что именно?

16. Ответьте на старинный религиозный вопрос, который когда-то задавали детям: "Что у Адама спереди, а у Евы сзади?",

17. Все помнят, что отца хитроумного Одиссея звали Лаэрт. Но, как часто бывало в мифах, он только номинальный отец. Настоящим отцом Одиссея был совершенно другой, известный вам человек. Чтобы догадаться, кто он, вам придется немало потрудиться. Я желаю вам, чтобы этот труд не пропал напрасно, и вы дали правильный ответ - кто же он?

18. За этим столом сидели сэр Ивейн, сэр Гавейн, сэр Пелинор, сэр Кэй, сэр Галахад, сэр Персиваль... А кто сидел во главе стола?

19. Опытные водители считают аварийной или предаварийной ситуацией падение перед их автомобилем футбольного или волейбольного мяча. Чем вызван их страх перед таким хрупким предметом?

20. По мнению Паганини, первым завидуют, вторым вредят, третьим мстят. О третьих и пойдет речь - одного земляка Паганини мучил вопрос, являются ли третьи людьми непременно высокоморальными. В частности, он по этому поводу задавал себе некий вопрос о третьем земляке Паганини. В какой области искусств прославился четвертый земляк Паганини - наш современник и тезка третьего его земляка?

HELP (минута размышления)

1. Сразу бросается в глаза, что речь идет не просто о землянике, а о землянике СПЕЛОЙ. Зачем, казалось бы, это подчеркивать - разве ягоды собирают незрелыми?! Не кроется ли за этим разгадка? Подумаем, может, упомянутый ученый не мог отличить спелую землянику от неспелой? Но тогда он не мог отличить зеленый цвет от красного, и его фамилия - ...

2. Когда именно была выпущена интересующая нас книга, - непонятно. Если в тридцатые годы и речь шла о прегрешениях автора "Мухи - Цокотухи", то были бы известные последствия. В постсталинские времена "разоблачать" творение К. Чуковского вроде бы было не за что. А может, отвлечься от Корней Иваныча? Может, его героиня вынесена в заголовок образности ради, а не смысла для? Но ведь если речь идет о мухе вообще, то организация, борющаяся с ней, абсолютно понятна!

3. Описанное в вопросе бессмысленное, на первый взгляд, действо должно иметь какой-то практический смысл! Вдумаемся, спичку зажигают над ухом, то есть - вне поля зрения клиента. Но его реакция ожидается. Уж не на ожог ли? Ерунда, кто после этого будет иметь дело с горе-экспериментаторами, да и при чем здесь холодильник? Но тогда единственный орган, который может среагировать на зажигающуюся спичку, - орган слуха! При этом в комнате должна быть полная тишина. Ну конечно же, разгадка именно здесь!

4. Яковлева, Матвеева... Фамилии, конечно, известные, но применительно к Пушкину не говорящие ничего. Неудивительно, что они вынесены в текст вопроса, а зашифрованы имя и отчество. Но какое имя, отчество, да еще и без фамилии, сразу приходят на ум при упоминании Александра Сергеевича? По-моему, есть только один вариант...

5. На этот вопрос можно ответить, опираясь на информацию о Карамзине. Если же она вам ничего не дает, придется потрудиться, собирая разрозненные сведения в единое целое. Итак, речь идет о чем-то а) русском; б) вневременном; в) легко поддающемся счету. Стоп, а самое главное мы чуть не упустили: что отличает всех от всего. Давайте напишем эти слова в именительном падеже, и все сразу станет понятно!

6. 1888 год, первый конкурс красоты, масса желающих, какое-то ограничение... Может быть, что-то во внешнем виде, в наряде, в украшениях? Нет, все это не исправишь "за гроши" и сейчас. А как вообще проходил отбор? Претенденток огромное количество (если отобранных только 350), живут они в разных местах, о каждой надо получить представление. Общение, наверное, шло по переписке, но для конкурса важны ведь не слова, важен внешний вид "номинантки". А помочь узнать о нем могли только лишь...

7. Так, величина жалования в абсолютных величинах не пострадала - нам ведь сообщили, что инфляции оно практически не подвержено. Уменьшилось (и резко!) лишь количество возможных за это жалование посещений парикмахера. Неужели настолько возросла стоимость услуг последних?! Нет, не верится, они ведь трудятся в общефранцузской системе координат. Тогда остается только предположить, что изменился перечень услуг, получаемых преподавателями Коллеж де Франс. А произойти это могло лишь при качественном изменении их состава. Осталось сделать последний шаг.

8. Вопрос несложен, если проникнуть в его логику и в детскую логику вообще. Представим: сидим, бьем, крушим, одним словом, оттягиваемся. И тут попадается нечто небьющееся. И так его долбанули - ничего, и этак... Что, выкинуть? Но ведь есть "глобальная" задача - разбить всего как можно больше. Не пригодится ли эта вредная штуковина для наших "стратегических" целей?!

9. А на этот вопрос, я думаю, вы уже ответили сами. Что называется, школа "ЧГК". Если в вопросе встречается такое слово, как Ятуркеынженсирхив, то все остальное надо просто отбросить, а названного монстра "покрутить" вдоль и поперек, спереди и сзади...

10. Тоже школа, но другого рода. Вопрос из тех, что лишний раз подчеркивают, как важно услышать весь текст. Вам, правда, легче - у вас все перед глазами. Когда соображаешь, что все эти Хемиграммусы, Хейродоны и Парахейродоны вместе со своими характеристиками ничего не дают, тогда и задумываешься над первой фразой вопроса (если, конечно, запомнил ее). Не в ней ли смысл, не в ней ли подсказка?

11. Попробуем мыслить образно. Бедных суфражисток власти сажали, потом выпускали, потом снова сажали... Ничего вам это не напоминает? Отпустить (вроде бы), чтобы вновь "накрыть". Этакая игра сильного со слабым...

12. Что за "искусственную жизнь" человечество пытается их уничтожить? Да и зависимы они пока еще от своих создателей. Тогда, может быть, микроорганизмы какие-нибудь вредные? Но это не искусственная жизнь. А больше вроде и искать негде. Стоп-стоп, а если означенные направления поиска объединить?

13. Система, в какой-то мере подпадающая под действие советско-американского договора 1972 года... Если не изменяет память, договор этот о системе раннего предупреждения о нападении. Ее аналог у ширваншахов? О чем бы это? Не иначе, о какой-то аллегории, и связана она, скорее всего, с литературой. Где там у нас в Азии заранее узнавали о вражеских происках? Погодите, уж не о Шемахе ли речь? Точно-точно, она, как раз ширваншахам и принадлежала...

14. Чарли Чаплин, что ли? Нет, не сходится. А кто еще? Может, в вопросе допущены фактические ошибки, и это все-таки Чарли Чаплин?! Так посчитать проще всего, но это невозможно. И что тогда? А тогда надо преодолеть инерционность мышления и поискать новую грань в вопросе. Кто сказал, что актер - это обязательно человек? И даже шире - обязательно живое существо? Я думаю, теперь вы все поняли. Как важно мыслить многомерно и вовремя уходить с накатанной колеи!

15. Типично "брейновский", несложный вопрос на скорость. Причем можно посчитать количество дней между двумя названными датами, а можно просто вспомнить, что именно происходило в 1815 году.

16. Вопрос тоже несложный, если вас, конечно, не увело в сторону. Впрочем, в вопросе стоит мощный шлагбаум - загадка-то религиозная и задавали ее детям. Если даже после этого вас потянуло на физиологические ассоциации, то вы, как минимум, читаете не ту книгу. Ну а ответ на поверхности, стоит только написать: "Адам", "Ева" и посмотреть на написанное.

17. На первый взгляд, чистый экзамен по греческой мифологии, перед которым у среднего индивидуума просто опускаются руки. Но это только на первый, нетренированный, взгляд. Вы же, я думаю, уже получили некоторый опыт, а посему особенно внимательно отнеслись к тексту вопроса - ведь фактического материала нет, значит надо искать "зацепки" в тексте! Что там нам рассказывают про напрасный труд?

18. Первый ход, я думаю, проблем не вызывает. Не надо быть историком, чтобы сообразить - речь идет о рыцарях короля Артура. Но вот тут надо проявить выдержку и не поторопиться посчитать, что король во главе стола и сидел. Стоит паузу выдержать, как тут же припомнится, какой формы этот самый стол был. ЧГК - это вам не ловля блох!

19. Что футбольный или волейбольный мяч может сделать автомобилю? Да ничего! Ну, взорвется под колесами - и что? Видимо, смысл не в конкретном предмете, а в ситуации им создаваемой. Благодаря кому обычно мяч попадает на проезжую часть? И что следует непосредственно за этим попаданием?

20. Этот вопрос - пример многоходового монстра. Раскрутить его очень тяжело, но все-таки можно. Если у вас это не вышло, просто проследите, как это делается, по мнению самого автора. Итак, цитирую Бориса Оскаровича: "По мнению Паганини, завидуют способным, вредят талантам, мстят гениям. Вот и второй земляк Паганини - Сальери. "Гений и злодейство - две вещи несовместные, и не был убийцею создатель Ватикана?". Появился и третий земляк - Микеланджело Буонаротти. Единственный более-менее знаменитый его тезка и наш современник - Микеланджело Антониони. Кинематографист. Ответ готов!".

Ответы

1. Дальтон.

2. Санитарно - эпидемиологическая служба.

3. Чтобы показать клиенту, как бесшумно работает холодильник.

4. Арина Родионовна.

5. 7 (речь идет о букве Ё).

6. Претенденткам необходимо было предоставить свою фотографию.

7. В Коллеж де Франс преподавателями стали принимать не только мужчин, но и женщин.

8. Небьющейся игрушкой хорошо бить бьющиеся.

9. А. С. Пушкин (Стругацкий перевернул его строку "Вихри снежные крутя").

10. Неон.

11. Кошка и мышка.

12. О компьютерных вирусах.

13. Дадон (царь из "Сказки о золотом петушке").

14. Микки Маус.

15."Сто дней" Наполеона.

16. Буква "А".

17. Сизиф.

18. Никто. Этот стол - Круглый стол.

19. Вслед за мячом на дорогу обычно выбегает упустивший его ребенок.

20. Микеланджело Антониони прославился в кинематографе.

ЧАСТЬ 4

"Брейн-ринг"

Играй же на разрыв аорты!

Осип Мандельштам

Молодому поколению телезрителей, наверное, кажется, что "Брейн-ринг" существовал если и не всегда, то с очень давних пор. А между тем этой передаче, как и самой игре, совсем мало лет.

Само слово "брейн-ринг" было придумано в Днепропетровском Клубе интеллектуального творчества в конце 80-х годов как название одной из разновидностей игры "ЧГК". Звучало название по-настоящему эффектно, еще бы - "ринг, где состязаются мозги" (простите за вольный перевод с английского), но вот к "ЧГК" подходило весьма относительно. Ринг, как никак, подразумевает прямое, в каком-то смысле физическое, противодействие соревнующихся сторон, а в "ЧГК" такое противодействие слишком опосредовано. Как знать, может быть, и умерло бы яркое словечко, если бы не родилась игра, для которой оно подошло идеально.

О различных моделях игры "Что? Где? Когда?" В.Я. Ворошилов размышлял еще в 1982 году в вышедшей в серии "В помощь художественной самодеятельности " небольшой книжке "Феномен игры" (ставшей с тех пор настоящим раритетом). И уже тогда, предлагая организаторам "ЧГК" на местах различные варианты организации игры, Владимир Яковлевич сформулировал новую идею - если играют две команды, а вопрос задает третья сторона, то можно "устроить гонки, кто быстрее его (вопрос - Б. Л,) решит", не относясь при этом к минуте обсуждения как к догме. Может быть, кто-то этой рекомендацией воспользовался тогда же, но, если брать по большому счету, идея все-таки пролежала "в столе" целых 8 лет.

А через восемь лет, в 1990-м, вновь созданная Международная Ассоциация Клубов "Что? Где? Когда?" проводила свой первый телефонный чемпионат (напомню, что его участники практически одновременно созваниваются с организаторами и отвечают на одни и те же предложенные вопросы - подробнее об этом см. главу 7 этой книги). Более 100 команд включились в турнир. После нескольких этапов определились 32 сильнейшие. Тут и созрела идея, что оставшиеся команды неплохо было бы свести в очных поединках. Идея понравилась всем, весь вопрос состоял в том, как, по какой системе эти очные поединки будут проходить. Вот тогда и вспомнили о невостребованном предложении В.Я. Ворошилова. Олимпийская система, бои "лоб в лоб" - что может быть интереснее?! Одну шестнадцатую и одну восьмую провели в разных городах (одна команда из пары приезжала в гости к другой, туда же отправлялся "эмиссар" из"Центра" - то есть Оргкомитета - с вопросами) и убедились, что идея, что называется,"пошла". На четвертьфинальном этапе к соревнованиям подключилось телевидение. Так и родилась новая передача, передача, для которой идеально подходило название "Брейн-ринг".

МЕТАМОРФОЗЫ "БРЕЙНА"

Первый цикл "Брейн-ринга" снимали в подмосковных Химках, в пансионате тогда еще ЦК ВЛКСМ. Кроме восьми команд, завоевавших место в финальной части турнира, туда пригласили еще несколько - для отборов в "Что? Где? Когда?" и - параллельно - для обеспечения массовки на съемках. И приступили к созданию совершенно нового игрового действа.

Тот первый "Брейн" существенно отличался от "Брейна" нынешнего. Нет, суть - две противоборствующие команды, игра на скорость, кнопки в руках капитанов, лампы на столах - не изменилась, но вот "упаковка" игры, ее внешний вид и даже формальные правила менялись, и не один раз.

Начнем с того, что ведущим первого "Брейн-ринга" - и это мало кто помнит - был сам В.Я. Ворошилов. То ли опыт показался малопривлекательным, то ли маэстро решил не размениваться, но уже в следующем цикле передач он передал бразды правления Андрею Козлову, который и олицетворяет сейчас "Брейн". Надо сказать, что новоиспеченный телевизионный ведущий несколько сезонов (то есть циклов передач) искал свой имидж (как искала его и вся программа). В итоге он проделал огромный путь от довольно агрессивного, местами чрезмерно нахрапистого противника игроков до мудрого и спокойного судьи. Что пошло на пользу и ему самому, и передаче в целом (пишу об этом не столько как участник программы, сколько как человек, общающийся с широкими массами телезрителей).

Несколько раз меняла свою идеологию и вся программа. Изначально, как вы помните, это было нечто вроде телетрансляции с финала спортивного состязания, где лучшие команды в кубковых баталиях (то есть "навылет") выявляли победителя. Весь цикл состоял из семи игр (четвертьфиналы, полуфиналы, финал - каждая шла до шести очков и занимала целую передачу) и требовал от телезрителя дополнительной работы - отслеживать надо было не только ход борьбы в данной передаче, но и положение дел в турнирной таблице в целом. К сожалению, уровня футбола (за новостями которого следит вся планета) "Брейн-ринг" пока не достиг, а любые дополнительные усилия телезрителей - в массе своей - утомляют. Это стало понятно уже после второго цикла (который был снят в 1991 году в Москве в театре "Сфера"). И к третьему грянули перемены.

С 1992 года "Брейн-ринг" прочно поселился в Останкинских телестудиях. Тогда же определилась и техническая схема съемок - все желающие команды приглашаются на предварительный отбор примерно за месяц до дня "X", и лучшие из них (это число колеблется от 20 до 30, а на отборе бывает в три-четыре раза больше) на полторы недели съезжаются в Москву, где и снимают обычно полугодовой цикл программ.


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-12;


weddingpedia.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная